В Крыму создают диораму невероятной исторической битвы под Алуштой

В сражение, в котором был ранен Михаил Кутузов, можно будет погрузиться уже этим летом

В Крыму создают диораму невероятной исторической битвы под Алуштой

В Крыму в самом разгаре создание диорамы одного из знаменитых сражений русской армии, в частности прославившего полководца, графа Михаила Голенищева-Кутузова. Речь о битве с турецкими войсками, прошедшей при деревне Шума под Алуштой 4 августа 1774 года. Автор монументальной работы крымский художник-баталист Игорь Дзысь показал ForPost, как идёт творческий процесс, и рассказал, с какими сложностями пришлось столкнуться при подготовке полотна.

Исторический момент

Темой диорамы выбрано ключевое сражение кампании, которую турецкие войска продолжили вести после подписания в Болгарии Кучук-Кайнарджийского мира, но уже не на Балканах, а в Крыму, объясняет художник. Формально русско-турецкая война к этому моменту уже завершилась — но на полуострове, который в тот момент находился в глубоком тылу боевых действий, турки продолжили «хулиганить».

В частности, они тайно подвели и выставили на траверсе от Судака до Алушты целую армаду. С моря турки сокрушили все береговые укрепления русских, захватили Алушту, а в Бахчисарае взяли в плен российского посла.

В итоге, именно Алуштинская долина стала эпицентром будущего сражения — здесь противник сосредоточил около 35 тысяч солдат. По словам художника, русские в то время даже толком не знали, сколько на самом деле турков находится в Крыму. «Нашим» удалось подготовить к бою лишь 2800 человек: в основном, пехоту и небольшое число казаков.

«Сейчас здесь лавандовое поле. Деревня Шума находилась между нынешней Верхней и Нижней Кутузовками, где на удобных позициях расположились турки, — Игорь Дзысь показывает расстановку сил на полотне как на карте. — Рассвет. Прекрасное августовское утро. Наши выходят, смотрят в трубу и понимают, что перед ними укрепления, в которых сидит целое войско. Чуть дальше — занятая противником Алушта и боевые корабли в море».

По интонации чувствуется, что художник глубоко погрузился в ситуацию и даже пересказывает предполагаемый ход мыслей командующего битвой графа Мусина-Пушкина: «Что делать? Пехота двигается медленно, уйти не успеет, тем более у турков преимущество в кавалерии. Остаётся только одно — идти вперёд!».

Таким образом, движение каре пехотинцев началось около шести часов утра. К полудню русские солдаты встретились с неприятелем. По словам Игоря Дзыся, сейчас это расстояние быстрым шагом можно преодолеть за 20 минут. А 248 лет назад понадобилось почти шесть часов: маршировать нужно было ровным строем, и если линия ломалась, то все останавливались.

Несмотря на очень небольшие шансы на победу, удача с самого начала была на стороне русских. Так, артиллеристам удалось разбить турецкий арсенал, лишив неприятеля запаса снарядов. Перед своим основным укреплением турки выкопали глубокие рвы, предполагая, что туда русские не сунутся. Однако «наши взяли и пошли через рвы», описывает сражение художник.

Кстати, именно во рву во время атаки командир гренадёрского батальона Московского легиона Михаил Кутузов получил ранение в голову. Вражеская пуля попала «между глаза и виска, вышла напролёт на другой стороне лица», как сказано в докладе императрице Екатерине II. Несмотря на то, что по всем законам медицины ранение было смертельным, будущий герой Отечественной войны 1812 года выжил.

В итоге, несмотря на численный перевес, турки были настолько ошеломлены напором неприятеля, что бежали со своих позиций. Битва при Шуме стала ещё одной славной победной страницей русской истории.

Соблюдая историческую достоверность

крым алушта диорама художник картина битва Кутузов русско-турецкая война

Работа непосредственно над диорамой началась в январе этого года. До этого художник с коллегами-историками несколько раз выезжал на место легендарного сражения: из предварительно отобранных эпизодов битвы для изображения нужно было оставить только один. В итоге, осмотр местности заставил изменить первоначальный замысел.

«Драматический момент — штурм рва, но оказалось, что на полотне при этом была бы видна лишь узкая полоска неба, яма, солдаты, раненный Кутузов. Нет географической привязки, и зритель может не понять, где это происходило», — объясняет выбор сюжета Игорь Дзысь.

Также пришлось отказаться от идеи изобразить крупным планом лагерь турков: с этой точки полностью не просматривалась линия гор.  В итоге, художник остановился на штабе русских, откуда полностью открывались и все боевые позиции, и панорама долины.

При этом ради художественного замысла штаб пришлось немного сдвинуть ниже по склону и приблизить пушки с обоих флангов. В реальности батареи располагались на некотором расстоянии от командования.

«Необходимо соблюсти и историческую часть замысла, и художественную: чтобы получилось и достоверно, и красиво. Где-то необходимо местность «исправить» — изобразить так, как она выглядела в XVIII веке», — уточняет автор диорамы.

К примеру, пришлось «убрать» нынешнее село Лучистое и каменный хаос на склоне горы Демерджи. Ведь глыбовый завал появился в результате более поздних землетрясений, из-за чего позже домики посёлка перенесли ниже в долину. На их месте художник изобразил лесистую лощину. Также вместо нынешних виноградников и троллейбусной трассы художник «восстановил» пустынные холмы.

Как добиться 3D-эффекта

крым алушта картина Кутузов битва диорама война

Сейчас Игорь Дзысь уже завершил общий план и теперь прорисовывает детали изображения. Однако холстом дело не ограничится.

«Диорамы хоть и меньше панорамы по размеру, но более сложные в создании. Тем более музейные диорамы, где на предметный план отводится всего несколько метров, — объясняет автор. — Я должен так исхитриться, чтобы, когда зритель подойдёт к готовой диораме, он — раз! — и на машине времени оказался утром четвёртого августа 1774 года под Шумой. Вот прямо здесь, за холмиком».

Для создания такого эффекта присутствия предметный план будущей диорамы будет представлять собой россыпь настоящих валунов, кусты и несколько деревьев. Ближе к зрителю художник планирует разместить артефакты того времени: пуговицы мундиров солдат, пряжки, осколки снарядов. Кроме этого, диорама будет дополнена электронной картой снаряжения и мемориальной табличкой.

ForPost

lena2

Новости СМИ2

Партнеры

В Крыму создают диораму невероятной исторической битвы под Алуштой

В сражение, в котором был ранен Михаил Кутузов, можно будет погрузиться уже этим летом
Author:
undefined
Медиа Ялта

В Крыму в самом разгаре создание диорамы одного из знаменитых сражений русской армии, в частности прославившего полководца, графа Михаила Голенищева-Кутузова. Речь о битве с турецкими войсками, прошедшей при деревне Шума под Алуштой 4 августа 1774 года. Автор монументальной работы крымский художник-баталист Игорь Дзысь показал ForPost, как идёт творческий процесс, и рассказал, с какими сложностями пришлось столкнуться при подготовке полотна.

Исторический момент

Темой диорамы выбрано ключевое сражение кампании, которую турецкие войска продолжили вести после подписания в Болгарии Кучук-Кайнарджийского мира, но уже не на Балканах, а в Крыму, объясняет художник. Формально русско-турецкая война к этому моменту уже завершилась — но на полуострове, который в тот момент находился в глубоком тылу боевых действий, турки продолжили «хулиганить».

В частности, они тайно подвели и выставили на траверсе от Судака до Алушты целую армаду. С моря турки сокрушили все береговые укрепления русских, захватили Алушту, а в Бахчисарае взяли в плен российского посла.

В итоге, именно Алуштинская долина стала эпицентром будущего сражения — здесь противник сосредоточил около 35 тысяч солдат. По словам художника, русские в то время даже толком не знали, сколько на самом деле турков находится в Крыму. «Нашим» удалось подготовить к бою лишь 2800 человек: в основном, пехоту и небольшое число казаков.

«Сейчас здесь лавандовое поле. Деревня Шума находилась между нынешней Верхней и Нижней Кутузовками, где на удобных позициях расположились турки, — Игорь Дзысь показывает расстановку сил на полотне как на карте. — Рассвет. Прекрасное августовское утро. Наши выходят, смотрят в трубу и понимают, что перед ними укрепления, в которых сидит целое войско. Чуть дальше — занятая противником Алушта и боевые корабли в море».

По интонации чувствуется, что художник глубоко погрузился в ситуацию и даже пересказывает предполагаемый ход мыслей командующего битвой графа Мусина-Пушкина: «Что делать? Пехота двигается медленно, уйти не успеет, тем более у турков преимущество в кавалерии. Остаётся только одно — идти вперёд!».

Таким образом, движение каре пехотинцев началось около шести часов утра. К полудню русские солдаты встретились с неприятелем. По словам Игоря Дзыся, сейчас это расстояние быстрым шагом можно преодолеть за 20 минут. А 248 лет назад понадобилось почти шесть часов: маршировать нужно было ровным строем, и если линия ломалась, то все останавливались.

Несмотря на очень небольшие шансы на победу, удача с самого начала была на стороне русских. Так, артиллеристам удалось разбить турецкий арсенал, лишив неприятеля запаса снарядов. Перед своим основным укреплением турки выкопали глубокие рвы, предполагая, что туда русские не сунутся. Однако «наши взяли и пошли через рвы», описывает сражение художник.

Кстати, именно во рву во время атаки командир гренадёрского батальона Московского легиона Михаил Кутузов получил ранение в голову. Вражеская пуля попала «между глаза и виска, вышла напролёт на другой стороне лица», как сказано в докладе императрице Екатерине II. Несмотря на то, что по всем законам медицины ранение было смертельным, будущий герой Отечественной войны 1812 года выжил.

В итоге, несмотря на численный перевес, турки были настолько ошеломлены напором неприятеля, что бежали со своих позиций. Битва при Шуме стала ещё одной славной победной страницей русской истории.

Соблюдая историческую достоверность

крым алушта диорама художник картина битва Кутузов русско-турецкая война

Работа непосредственно над диорамой началась в январе этого года. До этого художник с коллегами-историками несколько раз выезжал на место легендарного сражения: из предварительно отобранных эпизодов битвы для изображения нужно было оставить только один. В итоге, осмотр местности заставил изменить первоначальный замысел.

«Драматический момент — штурм рва, но оказалось, что на полотне при этом была бы видна лишь узкая полоска неба, яма, солдаты, раненный Кутузов. Нет географической привязки, и зритель может не понять, где это происходило», — объясняет выбор сюжета Игорь Дзысь.

Также пришлось отказаться от идеи изобразить крупным планом лагерь турков: с этой точки полностью не просматривалась линия гор.  В итоге, художник остановился на штабе русских, откуда полностью открывались и все боевые позиции, и панорама долины.

При этом ради художественного замысла штаб пришлось немного сдвинуть ниже по склону и приблизить пушки с обоих флангов. В реальности батареи располагались на некотором расстоянии от командования.

«Необходимо соблюсти и историческую часть замысла, и художественную: чтобы получилось и достоверно, и красиво. Где-то необходимо местность «исправить» — изобразить так, как она выглядела в XVIII веке», — уточняет автор диорамы.

К примеру, пришлось «убрать» нынешнее село Лучистое и каменный хаос на склоне горы Демерджи. Ведь глыбовый завал появился в результате более поздних землетрясений, из-за чего позже домики посёлка перенесли ниже в долину. На их месте художник изобразил лесистую лощину. Также вместо нынешних виноградников и троллейбусной трассы художник «восстановил» пустынные холмы.

Как добиться 3D-эффекта

крым алушта картина Кутузов битва диорама война

Сейчас Игорь Дзысь уже завершил общий план и теперь прорисовывает детали изображения. Однако холстом дело не ограничится.

«Диорамы хоть и меньше панорамы по размеру, но более сложные в создании. Тем более музейные диорамы, где на предметный план отводится всего несколько метров, — объясняет автор. — Я должен так исхитриться, чтобы, когда зритель подойдёт к готовой диораме, он — раз! — и на машине времени оказался утром четвёртого августа 1774 года под Шумой. Вот прямо здесь, за холмиком».

Для создания такого эффекта присутствия предметный план будущей диорамы будет представлять собой россыпь настоящих валунов, кусты и несколько деревьев. Ближе к зрителю художник планирует разместить артефакты того времени: пуговицы мундиров солдат, пряжки, осколки снарядов. Кроме этого, диорама будет дополнена электронной картой снаряжения и мемориальной табличкой.