Первый легендарный бой Кутузова увековечили на диораме в Крыму

Диорама в честь знаменитого боя Кутузова появилась в музее Алушты

Первый легендарный бой Кутузова увековечили на диораме в Крыму

Фото © Ольга Леонова

Первая за 200 лет диорама, посвященная подвигам полководца Михаила Кутузова, появилась в небольшом краеведческом музее в Алуште. Ее автор – художник–баталист Игорь Дзысь – шел к созданию несколько десятилетий.
"Идея создания диорамы появилась 20 лет назад. Так получилось, что я об этом мечтал, и директор Центрального музея Тавриды Андрей Витальевич Мальгин тоже. Это была у его мечта детства", - рассказал художник корреспонденту РИА Новости Крым.

Первый легендарный

Бой около деревни Шумы произошел недалеко от Алушты 4 августа 1774 года. Именно в нем тогда еще молодой военачальник Кутузов получил ранение в лицо, появилась легенда, что он потерял в Крыму глаз. За отличие в этом сражении Михаил Илларионович был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и удостоен аудиенции Екатерины Великой. Турки в Шумском сражении имели численный перевес в три раза, что не помешало русским победить в последнем перед подписанием Кучук-Кайнарджийского договора бою между русской и турецкой армиями. В сражении погибли более 300 турецких и всего 32 русских военных разных чинов.

Поле сражения

Небольшое полотно 215 на 480 сантиметров с предметным планом глубиной два метра создавалось чуть больше года. 
 
Но до того, как крымчанин Игорь Дзысь приступил к эскизам, были произведены большие научные исторические изыскания. Алуштинский краевед Аркадий Кротов в одном из архивов случайно нашел рукописный план сражения. Ученые наложили этот план на карту и определили точное место Шумской битвы, в которой впервые имя 28-летнего Кутузова прогремело по всей России.

Теперь на этом поле находятся лавандовые плантации, но до сих пор под корнями ароматных кустов можно найти литые свинцовые пули и каменные ядра русских и турецких войск. 
"Мы стали ездить на поле, писать этюды, обошли все точки, кто где стоял. Сначала хотели изобразить, как Кутузова ранили, но там не было бы видно местности – это произошло во рву. А у нас на диораме – самое начало битвы, там еще все живы. И все видно: где наши части, где турки, и видно геопривязку – гору Демерджи, деревню Алушта и море", - объясняет автор.
 
Луна, солнце и орел
На небольшом полотне удалось совместить и крымский пейзаж, и героизм русских войск, и особый символизм, свойственный веку Екатерины Второй. Игорь Дзысь рассказывает, что на картине дело происходит на рассвете, и на небе одновременно видны солнце и луна – символы восходящей славы Екатерины Второй и закатывающегося периода правления Крымом Османской империей. А между ними орел – как знак победы, воспетый в марше Преображенского полка, под звуки которого коробки русских войск шли в бой:
 
Славны были наши деды,
Помнит их и швед и лях.
Их парил орел победы
На Полтавских на полях.

Сложности жанра

Между тем, говорит художник, на диораме мало красиво изобразить природу и правильно – мундиры, у жанра есть свои особенности.
"Есть сложности: выпукло выгнутая поверхность холста. Белые фигуры надо рисовать узкими, а черные – широкими. Нижние фигуры надо рисовать как цаплю, с вытянутыми ногами. То есть ты должен писать карикатуры, чтобы, когда зритель посмотрел, они оказались ровными. Это такая специфика", - рассказывает о тонкостях мастерства крымский баталист.
 
Игорь Дзысь хорошо изучил, как нужно правильно создавать диорамы, ведь это – его восьмая работа. Он признается, что, хотя его и считают художником "Шумского боя", но помогали все сотрудники Центрального музея Тавриды, чьим отделом является Алуштинский краеведческий музей.
"Диорама всегда – коллективный труд. Тут и директор помогает строить предметные планы, и рабочие, то есть все участвуют, это объединяющий момент", - говорит автор.
Поэтому на картине наряду с историческими портретами участвовавших в бое подполковника фон Рудена, капитана Колычева, генерал-майора Якоби, генерала-поручика Мусина-Пушкина можно увидеть и наших современников – например, директора музея Тавриды Андрея Мальгина и самого художника – в образе инженера-картографа. В этом художественном приеме Игорь Дзысь видит связь прошлого и современности.

Автор диорамы уверен, что в будущем из под его кисти появятся и новые полотна на крымские темы – падение княжества Феодоро, гибель скифского царства или на тему партизанского движения в Крыму.

А пока диорама ждет озвученной фонограммы, на которой будут звуки битвы, ржанье лошадей, барабанный и бой и тот самый героический марш Преображенского полка.
 

РИА Новости Крым

Первый легендарный бой Кутузова увековечили на диораме в Крыму

Диорама в честь знаменитого боя Кутузова появилась в музее Алушты
Author:
undefined
Медиа Ялта

Фото © Ольга Леонова

Первая за 200 лет диорама, посвященная подвигам полководца Михаила Кутузова, появилась в небольшом краеведческом музее в Алуште. Ее автор – художник–баталист Игорь Дзысь – шел к созданию несколько десятилетий.
"Идея создания диорамы появилась 20 лет назад. Так получилось, что я об этом мечтал, и директор Центрального музея Тавриды Андрей Витальевич Мальгин тоже. Это была у его мечта детства", - рассказал художник корреспонденту РИА Новости Крым.

Первый легендарный

Бой около деревни Шумы произошел недалеко от Алушты 4 августа 1774 года. Именно в нем тогда еще молодой военачальник Кутузов получил ранение в лицо, появилась легенда, что он потерял в Крыму глаз. За отличие в этом сражении Михаил Илларионович был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и удостоен аудиенции Екатерины Великой. Турки в Шумском сражении имели численный перевес в три раза, что не помешало русским победить в последнем перед подписанием Кучук-Кайнарджийского договора бою между русской и турецкой армиями. В сражении погибли более 300 турецких и всего 32 русских военных разных чинов.

Поле сражения

Небольшое полотно 215 на 480 сантиметров с предметным планом глубиной два метра создавалось чуть больше года. 
 
Но до того, как крымчанин Игорь Дзысь приступил к эскизам, были произведены большие научные исторические изыскания. Алуштинский краевед Аркадий Кротов в одном из архивов случайно нашел рукописный план сражения. Ученые наложили этот план на карту и определили точное место Шумской битвы, в которой впервые имя 28-летнего Кутузова прогремело по всей России.

Теперь на этом поле находятся лавандовые плантации, но до сих пор под корнями ароматных кустов можно найти литые свинцовые пули и каменные ядра русских и турецких войск. 
"Мы стали ездить на поле, писать этюды, обошли все точки, кто где стоял. Сначала хотели изобразить, как Кутузова ранили, но там не было бы видно местности – это произошло во рву. А у нас на диораме – самое начало битвы, там еще все живы. И все видно: где наши части, где турки, и видно геопривязку – гору Демерджи, деревню Алушта и море", - объясняет автор.
 
Луна, солнце и орел
На небольшом полотне удалось совместить и крымский пейзаж, и героизм русских войск, и особый символизм, свойственный веку Екатерины Второй. Игорь Дзысь рассказывает, что на картине дело происходит на рассвете, и на небе одновременно видны солнце и луна – символы восходящей славы Екатерины Второй и закатывающегося периода правления Крымом Османской империей. А между ними орел – как знак победы, воспетый в марше Преображенского полка, под звуки которого коробки русских войск шли в бой:
 
Славны были наши деды,
Помнит их и швед и лях.
Их парил орел победы
На Полтавских на полях.

Сложности жанра

Между тем, говорит художник, на диораме мало красиво изобразить природу и правильно – мундиры, у жанра есть свои особенности.
"Есть сложности: выпукло выгнутая поверхность холста. Белые фигуры надо рисовать узкими, а черные – широкими. Нижние фигуры надо рисовать как цаплю, с вытянутыми ногами. То есть ты должен писать карикатуры, чтобы, когда зритель посмотрел, они оказались ровными. Это такая специфика", - рассказывает о тонкостях мастерства крымский баталист.
 
Игорь Дзысь хорошо изучил, как нужно правильно создавать диорамы, ведь это – его восьмая работа. Он признается, что, хотя его и считают художником "Шумского боя", но помогали все сотрудники Центрального музея Тавриды, чьим отделом является Алуштинский краеведческий музей.
"Диорама всегда – коллективный труд. Тут и директор помогает строить предметные планы, и рабочие, то есть все участвуют, это объединяющий момент", - говорит автор.
Поэтому на картине наряду с историческими портретами участвовавших в бое подполковника фон Рудена, капитана Колычева, генерал-майора Якоби, генерала-поручика Мусина-Пушкина можно увидеть и наших современников – например, директора музея Тавриды Андрея Мальгина и самого художника – в образе инженера-картографа. В этом художественном приеме Игорь Дзысь видит связь прошлого и современности.

Автор диорамы уверен, что в будущем из под его кисти появятся и новые полотна на крымские темы – падение княжества Феодоро, гибель скифского царства или на тему партизанского движения в Крыму.

А пока диорама ждет озвученной фонограммы, на которой будут звуки битвы, ржанье лошадей, барабанный и бой и тот самый героический марш Преображенского полка.