11.02.2020
40 лет исполнилось фильму, который мы можем смотреть с любого кадра. "Москва слезам не верит" - двухсерийная сага о жизни трех девушек, попавших в столицу и пытающихся устроиться в большом городе
Сказка со счастливым концом или иллюстрация реальности советского прошлого? За 19 дней был написан сценарий, который лег в основу фильма, снятого Владимиром Меньшовым. Валентин Черных писал его специально для конкурса сценариев о Москве. И занял он в соревновании всего почетное третье место. По признанию Меньшова, сначала сценарий его не заинтересовал, но затем все же привлек некой общностью жизни с описанными "лимитчиками". Ведь и сам режиссер Меньшов, и его жена Вера Алентова, сыгравшая главную роль, были для москвичей "понаехавшими".
Кстати о ролях. Очевидно, что успех фильму придал и, как сейчас говорят, звездный состав актеров: Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Олег Табаков, Лия Ахеджакова, Владимир Басов и другие. Стихи популярнейших в 1970-е Юрия Визбора, Юрия Левитанского и Дмитрия Сухарева, песни, исполненные Татьяной и Сергеем Никитиными – все это сделало картину классикой советского кинематографа с печатью "знака качества".
Лента получила признание советского зрителя – сначала в кинотеатрах (лидер проката – 90 млн зрителей!), а потом несчетное количество раз показанная с экранов телевизоров (тут уж и зрителей посчитать совсем невозможно). И критики, и ценители едины во мнении – "Москва слезам не верит", как и любая хорошая история, – это рассказ о жизни как она есть. Недаром американский президент Рейган смотрел ленту восемь раз, пытаясь разгадать загадочную душу современного русского человека. Смотрел ее и Тарантино, это был его первый фильм на иностранном языке. Картина, в 1980 году взявшая "Оскар", ему очень понравилась.
Этот фильм - культурный код позднего советского человека, состоящий из электричек и Визбора, генералов из химчистки и их таранов-жен, печальной крутизны ломающегося "Жигуля" и физика-отшельника, умного, но не справляющегося с карьерными ступенями советского времени. Код женщины и код успеха жизни, сильных слабостей и железной повседневки. Это кино, разобранное на песни и реплики. Они прочно вошли в жизни даже тех, кто родился спустя 20 лет после выхода картины на большой экран. И вот уже 20-летние, не зная происхождения фраз, безапелляционно заявляют "шашлык женских рук не терпит", риторически спрашивают, "не погладить ли шнурки", толкаются в транспорте с приезжими, упоминая, что тот или иной город "не резиновый", качают в спортазалах "комок нервов" и просят "не учить жить, а помочь материально". А в ответ слышат от родителей, что у них "станок печатный сломался". И поколения понимают друг друга. Даже если живут далеко от Москвы.
Десятка лучших цитат из фильма:
Сказка со счастливым концом или иллюстрация реальности советского прошлого? За 19 дней был написан сценарий, который лег в основу фильма, снятого Владимиром Меньшовым. Валентин Черных писал его специально для конкурса сценариев о Москве. И занял он в соревновании всего почетное третье место. По признанию Меньшова, сначала сценарий его не заинтересовал, но затем все же привлек некой общностью жизни с описанными "лимитчиками". Ведь и сам режиссер Меньшов, и его жена Вера Алентова, сыгравшая главную роль, были для москвичей "понаехавшими".
Кстати о ролях. Очевидно, что успех фильму придал и, как сейчас говорят, звездный состав актеров: Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Олег Табаков, Лия Ахеджакова, Владимир Басов и другие. Стихи популярнейших в 1970-е Юрия Визбора, Юрия Левитанского и Дмитрия Сухарева, песни, исполненные Татьяной и Сергеем Никитиными – все это сделало картину классикой советского кинематографа с печатью "знака качества".
Лента получила признание советского зрителя – сначала в кинотеатрах (лидер проката – 90 млн зрителей!), а потом несчетное количество раз показанная с экранов телевизоров (тут уж и зрителей посчитать совсем невозможно). И критики, и ценители едины во мнении – "Москва слезам не верит", как и любая хорошая история, – это рассказ о жизни как она есть. Недаром американский президент Рейган смотрел ленту восемь раз, пытаясь разгадать загадочную душу современного русского человека. Смотрел ее и Тарантино, это был его первый фильм на иностранном языке. Картина, в 1980 году взявшая "Оскар", ему очень понравилась.
Этот фильм - культурный код позднего советского человека, состоящий из электричек и Визбора, генералов из химчистки и их таранов-жен, печальной крутизны ломающегося "Жигуля" и физика-отшельника, умного, но не справляющегося с карьерными ступенями советского времени. Код женщины и код успеха жизни, сильных слабостей и железной повседневки. Это кино, разобранное на песни и реплики. Они прочно вошли в жизни даже тех, кто родился спустя 20 лет после выхода картины на большой экран. И вот уже 20-летние, не зная происхождения фраз, безапелляционно заявляют "шашлык женских рук не терпит", риторически спрашивают, "не погладить ли шнурки", толкаются в транспорте с приезжими, упоминая, что тот или иной город "не резиновый", качают в спортазалах "комок нервов" и просят "не учить жить, а помочь материально". А в ответ слышат от родителей, что у них "станок печатный сломался". И поколения понимают друг друга. Даже если живут далеко от Москвы.
Десятка лучших цитат из фильма: